Понятное дело, что владельцы внедорожников покупали свои машины не для поездок по окрестным магазинам. Скорее всего, те из нас, кто владеет “экспедиционниками” хоть раз в год снимаются с насиженных и порядком надоевших мест и отправляются кто куда, но подальше от дома и в места, где интересно, красиво, много дичи или рыбы или просто посмотреть то, что никогда не видел. И есть чувство, что если ЭТО не посмотреть, не ощутить, не потрогать, не поймать, не добыть, не увидеть – ты по жизни станешь беднее. В общем, нас одолевает “охота к перемене мест”, термин заезженный, но верный.
Короче говоря, собрали шмотьё, посмотрели на количество, откинули всё лишнее. Про это я уже пробовал писать. Кажется, оставшееся влезет. Погрузили и отправились в путь.
Ну конечно, недалеко от дома мы все знаем заветные заправки, на топливе из которых машинка “летит”, расходует мало, и ваще она эту “еду” любит. Но дальше…
А, собственно, что беспокоиться? Вот и бочка на обочине стоит, в землю воткнут плакатик рукописный “солярка по ………”, ну неважно, недорого. Или бензин, просто у меня дизель, вот отсюда и терминология. А у нас как раз и бак на исходе. Заправились, УРА! Сэкономили. Ну пусть не из “бочки”, просто контейнерная заправка. И двинули дальше. Мы-то двинули, а Машинка не едет, не глотает с радостью то, что залили, а плохо ей, что бы не сказать грубее. И что делать? Вот в чем вопрос. (Сдаётся мне, что я в цитатах запутался…)
Ну ладно, плохое топливо можно и на приличных заправках налить, бывает. А представим себе ситуацию, что нету уже даже этой самой бочки, поганой заправки и т. п. Ну ведь мы ребята предусмотрительные, у нас канистр с топливом полон багажник. Встали, выгрузили шмотьё, достали канистры, воронку, залили и…. Ну канистры-то ничего. закрыли – положили, воронка воняет! Дальше кто как, ладно, поехали!
Всё описанное относится только ко мне, просто я уверен, что Вы устроились гораздо лучше.
Вот тут как раз я подумал, что для старого привычного способа я достаточно ленив, а автономность нужна, да и комфорта мне хочется бОльшего. И поставил в автомобиль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БАК. Благо, что для моей машины добрая компания ARB такие баки делает. Машинка TLC80. Конечно, цена не гуманная, но….
Ладно, бак прикрутили. А как подключать? В восьмидесятке есть штатная проводка для подключения ШТАТНЫХ клапанов. Каких? Которые перекидывают ЗАБОР топлива и ОБРАТКУ или на ШТАТНЫЙ бак или на ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ. Нужно только приобрести эти самые клапана и подсоединить. Ну еще кнопки поставить и дополнительный датчик уровня для доп. бака.
Чем-то мне эта идея не очень понравилась, и я вспомнил опыт 80тых годов, когда начал пользоваться доп. баками. Тогда, пока я не реализовал ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ схему подключения баков, у меня всё получалось плохо, то из штатного, который едет как резерв, бензин через сапун давит, воняет при этом жутко, то из дополнительного то же самое. И я, инженер, блин, сообразил подключить их, баки, последовательно. Эта же схема сейчас успешно реализована на TLC80.
Проще некуда. Есть два бака, назовём их “основной” – О и “дополнительный” – Д. Каждый топливный бак обязательно имеет заборник – “З” и сапун “С”. Вы лучше меня знаете, что через З топливо из бака идет в двигатель, а через С в бак поступает воздух взамен использованного топлива.
Теперь, если соединить С основного бака с З дополнительного, то взамен использованного топлива в основной, он же штатный, бак вместо воздуха будет “засасываться” топливо из Д (дополнительного). И никаких проблем.
Ну не совсем так, конечно! Для того чтобы эта схема работала, надо соблюсти одно очень важное условие: штатный (О) бак должен иметь собственную герметичную заправочную горловину, иначе вместо топлива из Д будет поступать воздух через “пробку”.
На моем авто взамен штатной заправочной горловины установлена “самоварная”, в смысле самостоятельно изготовленная, заправочная горловина с двумя независимыми каналами заправки (пробками). Изготовили её в TLC клубе из NISSANовской, правда, не очень хорошо, но это к делу не относится. А дальше всё просто. Сапун доп. бака выводится наружу, куда хотите. Я подсоединил к нему шланг примерно трёхметровой длины, с фильтром от пыли из обычного пластикового бензофильтра. И упрятал его в полость заднего левого крыла. Мне говорили, что если “хвост” этого сапуна вывести в салон, то постоянно будет вонять соляркой (бензином). Я, тем не менее, вывел конец, простите, шланга, и запаха топлива в салоне нету. Совсем.
Что мы имеем на нашем автомобиле. В смысле, как этим пользоваться.
А. Плотно закручена пробка бака О (штатного). Разряжение в этом баке компенсируется за счет объёма бака Д, если в нём топливо есть, то “жижей”, топливом, если его уже нет, то воздухом.
Б. Открутили маленько пробку бака О. При расходовании топлива проще засосать простите. воздух, чем жижу, и при таком раскладе доп. бак не расходуется, едет в качестве резерва. Но стоит Вам при остановке прикрутить пробочку бака О, сразу подключается к расходу бак Д,. Причем, независимо. от количества топлива в основном баке. Всё одно, “засосёт”!
В. Надо, почему-то, перекачать топливо из Д бака в бак О. Да нивапрос! Камеру по старинке я с собой вожу всегда, берём её, надуваем компрессором, сосок камеры без ниппеля подсоединяем к сапуну доп. бака Д и радостно слушаем журчание перетекающего топлива. При этом не забываем следить за переливом и, конечно, приоткрыть пробку бака О, куда перекачиваем топливо. Вот и все хитрости.
Ну да, понимаю, что излагаю я сложно, проще на машине показать, но работает, блин! А если внимательно прочитать, как я сейчас, то вроде, и понятно.
А впрочем, выбор способа присоединения за Вами, я озвучил лишь один.
Где может работать такая схема, чисто умозрительно.
Есть у нас в семье ДЖИМНИК. Маленький Сузук. И если бы пришлось на нём ехать совсем далеко и встал бы вопрос о топливной автономности, то я бы взял дополнительный бак от УАЗ – БУХАНТЕР, или любой другой подходящий по размеру, поставил бы его в багажник в нишу над инструментом, соединил, как описано выше, и не парился! К штатным сорока литрам ещё 55 это неплохо! Только пробку на доп. баке я бы переварил на герметичную, хоть от ВАЗа поставил бы, да и сапун в ней можно разместить.
На мой взгляд, описанная схема может применяться в самых разных автомобилях. И что интересно, никто, даже среди профессиональных установщиков дополнительных баков таким способом подключения не пользуется и не знает о нем. Попробуем понять, почему….
Свод достоинств и недостатков вперемежку.
“-“. Нет возможности ехать на доп. баке и везти резерв в основном. (По мне, так ну и что?)
“+” Зато сломаться нечему. (Кроме пробки заливной горловины) А все равно нет проблем, перекачал топливо описанным выше способом и едешь.
“-” На этапе привыкания к схеме думать надо. Это “-“. Или “+”, не знаю, кому как.
А вот это и правда минус. Две НЕЗАВИСИМЫЕ заливные горловины. Ну в конце концов можно что-то придумать. Я, например, видел восьмидесятку с двумя лючками. Как вариант….
Ну сами добавьте минусов, я придумать больше не могу.
Почему не пользоваться такой схемой подключения пока не понял.
Всем желаю больше хороших и интересных путешествий, новых впечатлений и удачи!
Необходимо внимательно проверить затяжку всех соединений, резинку топливозаборника и кружки заливной горловины! Если у вас в основном баке крышка с воздушным клапаном, то поставьте ее на дополнительный бак.