Водители профессионалы, автопутешественники, спортсмены и любители бездорожья часто попадают в ситуации, когда возможности штатных осветительных приборов явно недостаточно для комфортной или безопасной эксплуатации автомобиля или квадроцикла. К нам часто обращаются с просьбой о помощи в решении различных задач, связанных с недостатком освещения и я позволю себе свести в короткой статье весь накопленный мной опыт в этом направлении.
Итак, попробуем выработать ряд универсальных требований к световым приборам, а проще говоря, к фарам и фонарям, установленным на нашем внедорожнике.
Требование первое: наш автомобиль должен быть отчетливо виден всем участникам движения в светлое и темное время суток, все световые сигналы, подаваемые водителем должны быть видны тем, кому они адресованы. Для обеспечения этой задачи на автомобиле штатно установлено некоторое количество фар и фонарей, четко регламентированных ГОСТом и здравым смыслом. Ну, что тут добавить? Разве что, фары и фонари надо держать чистыми, да своевременно менять в них перегоревшие лампы. Ну и разве что… если габариты Вашего авто серьезно изменились, а такое случается с внедорожниками при установке на крышу брутальных экспедиционных багажников, вынесении запаски на калитку, появлении на машине мощных силовых бамперов… В общем, если установленное дополнительное оборудование сделало машину больше, или прикрыло штатные фонари и фары, вспомните, что чем автомобиль заметнее, тем он безопаснее для экипажа и окружающих. А вспомнив, задумайтесь не стоит ли установить на автомобиль дополнительные габаритные огни, более четко определяющие новый габарит машины, повторитель стоп-сигнала, потому, как родные «стопари» находятся ниже ватерлинии и вечно замазаны грязью… Дополнительные же фары спереди, включенные даже днем делают Вас более заметными для встречных, и выезжающих перед Вами с прилегающих территорий.
Второе, основное требование к фарам: освещать. Для четкого понимания задачи разделим местность вокруг нашей машины на три зоны. Первая зона находится в непосредственной близости вокруг машины, в пределах пяти-десяти метров от нее. Качественное ее освещение необходимо при маневрировании, движении по бездорожью, пешем передвижении вокруг машины, особенно в условиях пересеченки, работе с дополнительным внедорожным снаряжением, лебедкой, в условиях организации лагеря и для освещения самого лагеря. Для частичного освещения этой зоны можно использовать ближний свет головных фар, и штатный белый фонарь заднего света. Однако, фонарь очень слаб, а штатные фары светят только вперед… Для создания комфортных условий на автомобиль разумно установить дополнительные противотуманные фары, обеспечивающие очень широкий угол освещения перед машиной. Однако, для того, чтобы эти фары отменно справлялись со своей противотуманной функцией они должны быть установлены как можно ниже, ближе к земле. Этим требованием создается множество неудобств, фары легко пачкаются, слепят находящихся впереди автомобиля, да и при всей ширине их луча, они все равно освещают пространство только спереди автомобиля, создавая узкий горизонтальный луч. В общем, туманные фары, установленные на бампер или кенгурин автомобиля очень полезны в условиях тумана, в дымке и сильный снегопад… Да и только… Наиболее практичным решением по освещению всей зоны, находящейся в непосредственной близости от автомобиля, будет установка фар рабочего света.
Эти фары дают широкую и равномерную световую заливку, тем более удобную, чем выше они установлены. Если фары рабочего света установить на крепкий экспедиционный багажник, и направить «на все четыре стороны» то Вы получите отличный результат. Если на крыше машины нет багажника, присмотрите возможные места крепления с учетом защищенности фары от веток и сучьев. Распространенными местами крепления рабочих фар являются петли двери багажника, калитка запаски и сама запаска, водосток по периметру крыши, силовой бампер и кенгурин спереди автомобиля. При установке фар на багажнике, обратите внимание на засветку капота и других частей машины видимых с места водителя. Такая засветка недопустима, так как будет серьезной помехой при управлении машиной, и причиной быстрого утомления глаз и рассредоточения внимания.
Следующая зона, требующая качественного освещения – поверхность земли впереди автомобиля от его передней части и метров на 20-50 вперед, с достаточно широким углом в обе стороны. Эта зона освещается штатным ближним светом фар нашего автомобиля, и большую часть времени, управляя автомобилем, мы контролируем именно ее. Однако, штатный головной свет не всегда может комфортно и равномерно осветить всю эту зону, и тогда на помощь приходят дополнительные противотуманные фары, о них мы уже упоминали, и так называемый водительский свет, по сути являющийся дополнительным ближним светом. Технический регламент и ГОСТы четко описывают места установки противотуманных фар на автомобиле следующим образом: на легковые автомобили допускается установка противотуманных фар исключительно в количестве двух штук с рассеивателями белого или желтого цвета. Располагать их следует симметрично относительно продольной оси не дальше 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке фары) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке фары). Для легковых автомобилей ограничения по высоте определяются еще и требованием расположить дополнительные фары не выше фар ближнего света. Установленные на автомобиль фары не должны загораживать штатную оптику.
Таким образом с противотуманками все ясно, правила их установки и регулировки четко описаны, а вот водительский свет не упоминается ни в каких нормативных документах, и потому, фактически вне закона. Устанавливая его на автомобиль, надо понимать, что для выполнения функций, аналогичных функциям ближнего света и установлены такие фары должны быть неподалеку, то есть на бампере, или кенгурине автомобиля, и отрегулированы в соответствии с требованиями к регулировке фар ближнего света.
Четвертая, условная зона, нуждающаяся в освещении – это поверхность впереди и по сторонам – по ходу автомобиля на расстоянии 35-100 метров от капота. Эта зона нуждается в особенном контроле при движении на высоких скоростях, и освещение ее должно быть наиболее ярким и равномерным. И тут в помощь головным фарам дальнего света придут дополнительные. Устанавливать их следует перед решеткой радиатора, на бампер и кенгурятник, возможно, выше фар головного света, но не на крышу и багажник автомобиля. Установив фары таким образом мы добьемся максимально качественного освещения большой площади полотна дороги и возможных препятствий в его окрестностях. В случае, если эти фары установить сверху машины, то лучи от них будут создавать на поверхности земли отчетливые «пятна» и цель достигнута не будет, да и ночные насекомые, попадающие в луч фар перед лицом водителя доставляют серьезный дискомфорт, сопровождаемый желанием увернуться от них…
Впрочем, мощные фары-прожектора на крыше имеют право на существование, для разглядывания далеко находящихся объектов, однако для этих целей более практичным нам видится использование фары-искателя – мощного прожектора, установленного на подвижном основании. Подвижное крепление позволяет направлять луч фары на интересующие объекты и осматривать дальние окрестности в темноте. Крепятся такие фары обычно так, чтобы ими мог управлять через окно водитель или пассажир автомобиля, на передние крылья, двери, или на крыше, с возможностью направления луча рукояткой внутри салона. Производятся и дистанционно управляемые сервоприводами фары-искатели.
Общие требования к дополнительным фарам, устанавливаемым на внедорожник просты и понятны. Фары должны быть герметичны (в случае установки их ниже «ватерлинии» это требование строго обязательно), уверенно переносить толчки и вибрации, и быть физически прочными, ведь ветки и сучья наносят порой серьезные увечья даже элементам, защищенным надежными каркасами и сетками. Электрическая проводка к фарам дополнительного света должна строго соответствовать потребляемым токам. Все цепи питания дополнительных фар должны управляться при помощи силовых реле, и защищаться отдельными предохранителями, а проводка к фарам проложена так, чтобы максимально снизить риски ее повреждения ветками или подвижными деталями автомобиля. Для удобства оперативного монтажа и демонтажа фар, известные производители комплектуют свои изделия герметичными разъемами. Среди многообразия различных моделей и вариантов исполнения дополнительных фар особую популярность у джиперов, по понятным причинам, завоевали фары в пыле и грязезащищенном исполнении, а также в герметичных корпусах повышенной прочности. Кстати, думаю, следует напомнить, что установка фар дополнительного света, равно как и любых других мощных электропотребителей, требует особого внимания ко всей электропроводке автомобиля, состоянию его АКБ, а возможно, и дополнительных аккумуляторов, и генератору.
После монтажа фар, необходимо регулировку их установки проверить на станции диагностики или техобслуживания.